Новости и акции
Подписаться на рассылки

Подпишитесь на новости сайта
Квалификация докторов тибетской медицины
Врач традиционной тибетской медицины
Менба – классическое и официальное наименование врача в Тибете. Лхадже – так назвал царь Трисонг Децен своего придворного врача Ютокпу Старшего. Он усадил его на свой трон, склонился перед ним и поставил его стопы себе на голову, сказав: «Я царь, а ты повелитель царей». Эмчи – монгольское слово для обозначения врача. Слово стало популярным в У-Цанг (Центральном Тибете) после прихода туда монголов. Врач должен применять полученные знания, чтобы помогать другим. Сосредоточенность важна, и должна быть подобно той, что есть у человека, идущего по высокой и узкой стене и несущего сосуд с горячим маслом: если он прольёт даже одну каплю, то ему угрожает опасность и смерть. Врач должен проявлять трудолюбие и своевременные усилия, не откладывая приём пациентов, помогать лекарствами или внешними процедурами сразу. Сущность врача - это глубокое знание всех характеристик 3-х Жизненных Начал (ветер, слизь, желчь), 7 уровней организации тканей, 3 видов выделений и средств лечения. Врач знает характер болезней (избыток, недостаток или расстройство) и средства лечения (питание, поведение, лекарства и процедуры). Знает проявления четырёх первоэлементов и закон взаимозависимости. Успешная практика в этих областях – это то, к чему нужно стремиться врачу. Классификация врачей Наивысший врач – тот, кто лечит болезни 3 ядов ума (неведение, гнев, привязанность), причину и следствие. Это Будда медицины, Ютокпа. Тот, кто лечит причины болезней (три яда ума) и следствия - болезни (нарушения 3 Жизненных Начал). Выдающийся врач - Дрансон, обладающий ясновидением, добротой и состраданием ко всем живым существам, а в собственных «трёх вратах» (ум, речь и тело) нет нарушенных Жизненных Начал. Такой врач обладает видением и поведением дрансонов и практикует благородную бодхичиту. Квалифицированный врач – учился в соответствии с линией передачи, сообразителен, хранит в чистоте самаи (обеты), знает смысл текстов, получил устные наставления, достаточно опытен (то есть знает теорию и практику), практикует Дхарму, без излишнего количества мирских желаний (стать знаменитым, богатым и т.д.), дисциплинирован (не ленив), умелый, изучил все методы ТТМ. Добр по отношению к существам. О делах других заботится как о своих. Не путается в разнообразных методах лечения. Это превосходный врач – защитник болеющих существ, хранитель и наследник линии передачи Ригдзинов(буддийские божества, обладающие высокой степенью мудрости) и Дрансонов (святые, мудрецы, анахореты, живущие в гармонии с природой и знающие все лечебные силы флоры и фауны). Неквалифицированный врач – такой только притворяется врачом, его мотивация – обогащение. 1) Такой врач не принадлежит к врачебной линии чистой непрерывной передачи, ( как лиса, занявшая трон и притворяющаяся, что она лев ) - он никем не будет уважаем. 2) Он не знает текстов (прежде всего «Четырёх тантр») и их смысла (подобен слепому, которому показывают предметы) - не различает болезни, симптомы и методы их лечения. 3) Нет опыта (это как отправиться в путь не зная дороги) - делает ошибки в анализе симптомов. 4) Не знает диагностических методов (похож на человека, заблудившегося в пустыне)- не распознаёт болезни, гадает, точно не знает.5) Не умеет правильно диагностировать по пульсу, моче и т.д. (похож на сокольничего, не умеющего выпускать птицу) - не различает болезни Жара и Холода. 6) Не умеет искусно говорить, не может делать ясные предсказания о ходе лечения и движении болезни (подобен немому, который выставляет себя на посмешище. 7) Не знает правильных способов лечения (это как стрелять в темноте ) – средства лечения не попадут в цель. 8) Не знает и не умеет применять диету и образ жизни (похож на уступающего свою власть врагу) – сила болезни увеличиваются, а компоненты тела разрушаются. 9) Не знает и не умеет применять умиротворяющие лекарства (подобно крестьянину, не знающему земледелия) – недостаточным, чрезмерным или ошибочным лечением ухудшит болезнь. 10) Не знает и не умеет применять очищающие лекарства (это как лить воду на гору песка – гора рассыпается – лечение не подойдёт для болезни и компонентов тела). Не пьёт тибетский сбор от курения http://monastic-chai.ru/tibetskij-sbor-ot-kureniya 11) У него нет инструментов и лекарств (подобен воину без доспехов и оружия – не сможет противость армии врагов-болезней. 12) Не знает, как делать внешние процедуры, такие как прижигание, кровопускание и т.д. (подобен вору, который не знает расположение дома) – лечение пойдёт неверным путём. Тот, кто практикует традиционную тибетскую медицину без соответствующей квалификации и совершает эти 12 ошибок, является плохим врачом. Имея ложные идеи, не может правильно диагностировать болезни, неверно понимает прохладные и тёплые средства лечения, прописывает неправильное лечение. Такой врач подобен демону, он держит в руках аркан Повелителя Смерти и является рычагом, опрокидывающим жизнь пациента. Не следует иметь с ним никаких связей. Он вредит даже своему окружению (друзьям и родственникам). Квалификации врачей Традиционной Тибетской Медицины по системе Ютокпы старшего. Менба Бумрампа – врач, знающий наизусть 100000 (шлок) – тот, кто полностью завершил изучение следующих текстов: «Четыре Тантры» (автор Ютокпа), «тексты 9 знаменитых врачей», трактат «Царь луны», «Бумпа с нектаром, большая и малая» (автор Бадмасамбава), «Концентрированная сущность 8 ветвей медицины» (автор ачарья Вира), «Устная передача учений Драносов», «Лунные лучи объяснений значений слов» (бандита Чандранандана), комментарии и дополнения к этим текстам и устные передачи мудрецов. Все эти тексты выучивались наизусть, а также врач должен уметь применять знания на практике. Эта степень примерно соответствует доктору медицинских наук или званию академика в России. Менба Рабджампа – врач, обладающий безграничными или широчайшими познаниями. Это тот, кто завершил изучение большинства вышеперечисленных текстов. Кроме того, врач должен владеть практическими навыками. Эта степень соответствует примерно кандидату или доктору медицинских наук в России. В буддийской философии этому соответствуют степени «геше» в традиции Гелук, «кенпо» в традиции Нинма и Кагъю, «ачарья» в традиции Сакья. Менба Качупа – врач, преодолевший 10 трудностей. Изучивший «Четыре Тантры», комментарии и дополнения к ним. А также владеющий практическими навыками. Эта степень примерно соответствует уровню врача-ординатора. Менба Дюрава – это врач, получивший набор знаний. Изучивший 3 из 4 Тантр: Тантра Основ, Тантра Объяснений и Заключительную Тантру. Комментарии к ним и имеет практические навыки. Соответствует примерно квалификации фельдшера или медсестры. Менрамба – великий квалифицированный врач безграничных познаний, понимающий смысл медицинских текстов и способный давать ясные объяснения, проводить дебаты и составлять тексты (последние три – классические активности настоящих ученых). Это сокращенное наименование Менба Рабджампы. Использован материал из книги доктора Ниды Ченакцана «Деятельность врача Традиционной тибетской медицины» 2012 года. |